Алгоритм нахождения массовой доли элемента. Урок химии "массовая доля элемента в веществе"
Урок 17
Тема. Вычисление массовой доли элемента в составе вещества.
Решения задач на определение химических формул по массовым долям элементов, входящих в состав вещества
Цели: углубление знаний учащихся о массовую долю элемента в составе вещества; совершенствование практических навыков вычисления массовой доли вещества, решение задач на определение формулы вещества по массовым долям элементов, входящих в состав молекулы вещества.
Тип урока: углубление и корректировка знаний, закрепления практических умений и навыков.
Формы работы: фронтальная работа, письменная самостоятельная работа.
Оборудование: периодическая система химических элементов, карточки с заданиями для фронтальной работы, алгоритм.
II. Актуализация знаний
1. Ученик записывает на доске и объясняет формулу массовой доли элемента в составе вещества.
2. Проверяем домашнее задание (устное фронтальное опроса и корректировки).
3. Вычислите массовые доли элементов в молекуле H 2 SO 4 .
III. Закрепление умений и навыков
Тренировочные упражнения
Задача 1. Расположите вещества в порядке возрастания массовой доли Кислорода в составе молекулы. (Заполняем таблицу на доске.)
Cu2O |
Al2O3 |
Fe2O3 |
|||
20,7 |
|||||
Задание 2. (Объяснение учителя.) Некоторая соединение Азота с Окси - геном содержит 63,2 % Азота. Определите формулу этого вещества, если его молекулярная масса - 76 а.а.м.
Следовательно, число атомов Кислорода - три.
2. m (N ) = 76 – 3 · 18 = 28.
Зная, что Ar (N ) = 14,
в = 28/14 = 2.
Следовательно, число атомов Нитрогена - два, а формула вещества - N 2 O 3 .
Задание 3. Массовая доля Карбона в его соединении с Оксигеном - 27,3 %. Определите формулу этого соединения, зная, что ее относительная молекулярная масса - 44.
Ответ: CO 2 .
Задание 4. Массовая доля Купруму в соединении с Оксигеном равна 88,9 %. Относительная молекулярная масса этого соединения - 144. Определите формулу соединения CuxOy .
Ответ: Cu 2O .
IV. Письменная самостоятельная работа по вариантам
Задача 1. По химической формуле вещества:
Опишите качественный состав молекулы;
Опишите количественный состав молекулы;
Вычислите массовые доли элементов в составе молекулы этого вещества.
Вариант I |
Вариант II |
Вариант III |
FeCl3 |
P2O5 |
C3H8 |
Cu(OH)2 |
Fe(OH)3 |
Al(OH)3 |
Na2SO4 |
K2CO3 |
Na3PO4 |
Задание 2. По известной массовой долей Хлора в составе вещества и атомной молекулярной массой выведите формулу этого вещества.
Mr (MgxCl в) = 95 |
Mr (AlxCl в) = 133,5 |
Mr (FexCl в) = 162,5 |
ω(Cl) = 74,7 % |
ω(Сl ) = 79 % |
ω(Сl ) = 65 % |
V. Домашнее задание
Повторить раздел «Массовая доля элемента в составе вещества».
Творческое задание. В состав молекулы пищевой соды входят атомы Натрия, Водорода, Углерода и Кислорода. Массовые доли элементов соответственно равны: ω(Na ) = 27,4 %; ω(H ) = 1,2 %; ω(С) = 14,3 %; ω(О) = 57,1 %. Определите формулу питьевой соды и вычислите ее относительную молекулярную массу.
ТЕМА УРОКА: Массовая доля химического элемента в соединении.
ЦЕЛЬ УРОКА: Научить вычислять массовую долю элементов в соединении по формуле соединения и устанавливать химическую формулу сложного вещества по известным массовым долям химических элементов.
Основные понятия. Массовая доля химического элемента.
Планируемые результаты обучения
Предметные. Уметь рассчитывать массовую долю элемента в соединении по его формуле и устанавливать химическую формулу сложного вещества по известным массовым долям химических элементов.
Метапредметные . Формировать умения устанавливать аналогии, использовать алгоритмы для решения учебных и познавательных задач.
Основные виды деятельности учащихся. Рассчитывать массовую долю элемента в соединении по его формуле. Устанавливать химическую формулу сложного вещества по известным массовым долям химических элементов.
Структура урока
I . Организационный этап
II . Актуализация опорных знаний
III . Изучение нового материала
IV . Закрепление. Подведение итогов урока
V . Домашнее задание
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Актуализация опорных знаний.
Дайте определения: относительной атомной массе, относительной молекулярной массе.
В каких единицах можно измерить относительную атомную массу.
В каких единицах можно измерить относительную молекулярную массу.
Изучение нового материала.
Работа с учебником. Рабочая тетрадь.
Ребята, допустим у нас есть вещество - серная кислота H 2 SO 4,
можем мы ли узнать какие атомы входят в состав соединения.
А их количество?
А в каком массовом соотношении они соединяются?
Вычисление массовых отношений химических
элементов в сложном веществе. (стр. 51)
А как можно узнать в каких массовых отношениях соединены элементы в соединении формула которого H 2 SO 4 ?
m (H ): m (S ): m (O )= 2*2 + 32 + 16*4= 2:32:64 = 1:16:32.
1+16+32 = 49, то есть 49 массовых частей серной кислоты, содержаться 1 массовая часть водорода, 16 массовых частей серы, 32 массовых частей кислорода.
Ребята, а как вы думаете, можем ли мы рассчитать долю каждого элемента в соединении?
Сегодня мы с вами познакомимся с новым понятием массовая доля элемента в соединении.
W - массовая доля элемента в соединении.
n - число атомов элемента.
Mr - относительная молекулярная масса.
Вычисление массовых долей химических элементов
в сложном веществе. (РТ)
1. Изучите алгоритм вычисления массовой доли элемента в соединении.
Задача №1 (РТ)
Вывод химических формул, если известны массовые доли химических элементов,
входящих в состав данного вещества. (РТ)
2. Изучите алгоритм вычисления массовой доли элемента в соединении.
Задача №5 (РТ)
Закрепление изученного материала.
РТ стр. 25 №2.
РТ стр. 27 №6.
Подведение итогов урока.
Какие новые понятия вы узнали сегодня на уроке?
Самостоятельная работа.
Домашнее задание:
изучить §15 стр. 51 - 53;
ответить на вопросы №3,4,7 стр. 53-54 (письменно).
П еречень использованной литературы.
Учебник. Химия 8 класс. авт. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Издательство "Просвещение", 2014.
Рабочая тетрадь по химии. авт. Боровских Т.А.